messala (messala) wrote in f_ars,
messala
messala
f_ars

Category:

Практикум начинается


ГЕКЗАМЕТР

Здесь мы будем говорить только о двух родственных античных размерах: героическом гекзаметре и элегическом дистихе. Я не буду вдаваться ни в историю этих размеров, ни в излишние подробности (иначе можно писать монографию, и не одну). Вкратце:

 

Вся античная (греческая и римская) поэзия строилась на отличных от новоевропейкой метрики основаниях. Она была квантитативной, то есть стихотворный ритм в ней строился противопоставлением не ударных/безударных, как у нас, а долгих/кратких слогов. Далее используются следующие общепринятые условные обозначения: [] – долгий слог, [È] – краткий, [х] – безразличный (т.е. может быть и долгим, и кратким).

 

 

Гекзаметр («шестимерник») – стих, состоящий из шести стоп, пять из которых представляют собой трехсложные дактили [–ÈÈ], а шестая – усеченная двусложная [–х], так что «идеальная» гекзаметрическая строка имеет вид:

 

ÈÈ/–ÈÈ/–ÈÈ/–ÈÈ/–ÈÈ/–х

 

В этой схеме долгие слоги представляют собой арсисы, т.е. метрически сильные, опорные позиции, а пары кратких слогов – тезисы, метрически слабые части стоп. Но эта схема гекзаметра встречается «в натуре» довольно редко, потому что каждый тезис стопы (каждая пара кратких слогов) может «стягиваться» в один долгий слог (кроме пятой стопы, где такое стяжение возможно, но очень редко). Так что первые четыре дактиля [–ÈÈ] могут превращаться в спондей [– –], стопу из двух долгих слогов. Общая схема реального гекзаметра, следовательно, такова:

 

ÈÈ/–ÈÈ/–ÈÈ/–ÈÈ/–ÈÈ/–х,

 

где [ÈÈ] – либо два кратких, либо один долгий слог.

 

Теперь переходим к РУССКОМУ гекзаметру (т.е. русской имитации античного гекзаметра). Поскольку у нас нет долготы и краткости слога, то мы вынуждены обозначать сильные позиции в античных размерах нашим родным силовым ударением. Поэтому все арсисы (первый слог в стопе) в русском гекзаметре представляют собой ударные слоги, а тезисы – набор безударных (два или один, в зависимости от того, хотим ли мы сделать «дактиль» или «спондей») Так что в русском гекзаметре ударные слоги следуют то через два, то через один безударный слог:

 

Гнев, богиня воспой Ахиллеса, Пелеева сына =

Гнев, бо- (С) гиня вос- (Д) пой Ахилл- (Д) леса Пе- (Д) леева (Д) сына (последняя усеченная стопа)

 

Заметьте, что использование исключительно дактилей превращает гекзаметр в вальсок, и это обычно признак неумелых переводов.

 

Цезуры

Еще одна очень важная черта гекзаметра: цезуры, то есть принудительные словоразделы в определенных позициях строки. Чаще всего в античном гекзаметре встречаются следующие цезуры:

 

1) Т.н. «пятиполовинная» (если считать арсис и тезис за две половины стопы, то после пятой половины (после арсиса третьей стопы) должен быть словораздел):

 

ÈÈ/–ÈÈ/–½ÈÈ/–ÈÈ/–ÈÈ/–х,

(Гнев, богиня, воспой ½ Ахиллеса Пелеева сына)

Этот тип цезуры – самый частый в римском гекзаметре

 
2) После третьего трохея. То есть та же пятиполовинная, сдвинутая на один краткий слог правее.

ÈÈ/–ÈÈ/–ȽÈ/–ÈÈ/–ÈÈ/–х,

(Много у Авгия коней, ½ и срут они тоже немало)

Эта цезура более часто встречается в греческом гекзаметре, особенно у Гомера и александрийцев.

 

3) Трех- и семиполовинная цезура. Это сочетание сразу двух цезур, то есть деление стиха не на две, а на три примерно равные части, как можно понять из названия, обязательные словоразделы приходятся после арсисов второй и четвертой стоп:

 

ÈÈ/– ½ ÈÈ/–ÈÈ/– ½ ÈÈ/–ÈÈ/–х,

(Авгий богат, ½ и много коней, ½ в конюшнях он держит)

 

Цезуры обычно совпадают с определенным синтаксическим членением (границами словосочетаний, предложений и тп), но не обязательно.

 

Какой-нибудь из этих типов цезур должен ОБЯЗАТЕЛЬНО быть в каждой гекзаметрической строке. Чаще это бывает одна из двух срединных цезур: пятиполовинная или после третьего трохея. В одной строке может быть больше одного типа.

 

Общие указания:

Греческий гекзаметре более легкий, т.е. в нем гораздо больше дактилей, чем спондеев. Римский – более тяжелый и весомый, в нем дактилей и спондеев примерно поровну. В римском гекзаметре весьма редко встречается цезура после третьего трохея.

 

Продолжение об элегическом дистихе следует.

Все комментарии к этому посту и все вопросы пишутся ГЕКЗАМЕТРОМ, остальные стираются ))))

P.S. Для практики советую читать Гнедича -- самый великолепный перевод античного гекзаметра на русский язык:

http://www.stihi-rus.ru/World/homerus/
 

 

Tags: кафедра
Subscribe

  • Раскачали...

    I. Про танка 1. История Танка это предшествующий хайку способ стихосложения. Соответственно, более сложный. В районе 13 века по той же схеме…

  • Лекция про хайку

    1. История и определение Японская поэзия всю дорогу шла по пути упрощения. Сначала были рэнга (черт с ними совсем, это сложно, кому интересно…

  • (no subject)

    Если подходящая картина выберется, к какому-нибудь следующему конкурсу желающих могу научить писать хайку (хокку, сен-рю, танка.)

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 136 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Раскачали...

    I. Про танка 1. История Танка это предшествующий хайку способ стихосложения. Соответственно, более сложный. В районе 13 века по той же схеме…

  • Лекция про хайку

    1. История и определение Японская поэзия всю дорогу шла по пути упрощения. Сначала были рэнга (черт с ними совсем, это сложно, кому интересно…

  • (no subject)

    Если подходящая картина выберется, к какому-нибудь следующему конкурсу желающих могу научить писать хайку (хокку, сен-рю, танка.)